Институциональная и специализированная (программная) аккредитация
Основные цели внедрения независимой национальной аккредитации в Казахстане
- Реализация Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг.
- Внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Европейские стандарты и руководящие принципы, ESG).
- Повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования.
- Оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества.
Политическая, нормативная и правовая база
- Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента РК 1 февраля 2010 г.
- Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг., утвержденная Указом Президента РК 7 декабря 2011 г.
- Постановление Правительства РК от 11 февраля 2011 г. «План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы».
- Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 г., в котором в разделе образования заданы параметры независимой национальной аккредитации.
- Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» №487-IV от 25.10.2011 г.
Механизмы стимулирования вузов Казахстана к проведению аккредитации
- Освобождение от процедуры государственной аттестации программ, прошедших специализированную аккредитацию и институциональную аккредитацию.
-
Финансирование госзаказа будет проводиться только в вузах, прошедших аккредитацию:
на уровне бакалавриата с 2015 г.;
на уровне магистратуры с 2014 г.;
на уровне программ PhD с 2014 г.
В каких агентствах должны проходить аккредитацию вузы?
- Вузы будут иметь преференции государства только, если они пройдут аккредитацию в агентствах, вошедших в Национальный реестр 1 аккредитационных органов МОН РК.
- В соответствии с Законом «Об образовании» аккредитационные органы должны иметь собственные стандарты аккредитации.
Принципы аккредитации
- Добровольность;
- Честность и прозрачность;
- Объективность и независимость;
- Ответственность вузов;
- Конфиденциальность.
Определения и термины, используемые при аккредитации вуза:
Аккредитация — процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям;
Различают следующие формы аккредитации:
-
По структуре:
институциональная аккредитация - аккредитация деятельности организации образования в целом в соответствии со стандартами и критериями;
специализированная (программная) аккредитация - аккредитация образовательных профессиональных программ в соответствии со стандартами и критериями. -
По территориальному признанию:
национальная аккредитация - аккредитация организации образования или программы национальными аккредитационными агентствами;
международная аккредитация - аккредитация организации образования или отдельных образовательных профессиональных программ в признанном международном аккредитационном агентстве.
Этапы аккредитации
Этап 1:
Заявка и заключение договора вуза с Аккредитационным агентством.
Проведение обучающего семинара.
Составление отчета по самооценке деятельности вуза.
Этап 2:
Проведение аудита на месте.
Этап 3: Принятие решения Аккредитационным Советом.